Понедельник, 13.05.2024, 19:47
"Новониколаевский детский сад "Гнездышко"

 Каталог статей

заведующая

Суржанская Наталья Николаевна Часы приема Понедельник - пятница 15.00-17.00 телефон 8(38441)2-41-48
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
...

ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ

...

...

...

...

ПДД

Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Друзья сайта
  • -Депортамент образования и науки Кемеровской области

  • Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

  • -Управление образования

  • Инструкции для uCoz
  • -Кузбассобрнадзор

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Влияние современных образовательных программ и технологий дошкольного образования на культуру речевого общения старших дошкольников.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Новониколаевский детский сад «Гнездышко»

     

     

     

     

     

     

     

     

      

    Влияние современных образовательных программ и технологий дошкольного образования на культуру речевого общения старших  дошкольников.

     

     

     

     

     

     

      Воспитатель: Чигряй Вера Юрьевна  

    1 квалификационная категория

    педагогический стаж работы 23 года

     

     

     

     

    Новониколаевка

    2013 г

    Влияние современных образовательных программ и технологий дошкольного образования на культуру речевого общения старших  дошкольников.

     

    «Дефицит общения в дошкольном возрасте

    накладывает роковую печать

    на последующую судьбу личности»

    (отмечал В. В. Давыдов)

     

         Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов. Запросы общества по выделенной проблеме находят своё отражение и в Концепции дошкольного воспитания. В  Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.

         Анализ психолого – педагогической литературы позволяет сделать вывод, что речевое общение  - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

          Проблема развития речи детей хорошо всем известна.  В последнее время отмечается значительный рост количества детей плохо говорящих,  с пассивным  словарным запасом слов, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи.  Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

     

    Сводная таблица показателей уровней речевого развития детей 5 – 7 лет     

     МКДОУ «Новониколаевский детский сад «Гнёздышко»                                                     (комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей Ф. Г. Даскаловой)

     

    Учебный год

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    2010 -2011

    35%

    35%

    30%

    2011 - 2012

    28%

    40%

    32%

    2012 - 2013

    20%

    45%

    35%

     

     

     

     

           Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

          В связи с этим я перед собой   поставила цель: 

    Ø Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего возраста со взрослыми и сверстниками.

         Достигать поставленную  мною цель,  мне помогает  решение следующих задач:                                                                                                                                             

    ·       Формирование у детей знаний норм и правил общения.

    ·       Умение общаться с окружающими.

    ·        Желание ребенка вступать в контакт.        

          Мир ребёнка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Речь дошкольника становится не только средством общения ребёнка со взрослым, но и средством его общения с детьми.

         Чтобы ребёнок овладел механизмами культуры речевого  общения,  я создаю следующие  условия:

    ü Введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.

    ü Объяснение их значения.

    ü Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

         Данные, полученные в результате изучения проблемы, проведённого в нашем ДОУ, позволили мне осознать необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста.  Для этого с учётом методических рекомендаций составила перспективный план работы «Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста» (приложение №1), который включает регламентированную деятельность,  совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей и работу с родителями. Это позволяет каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

         Чтобы достичь высоких результатов в развитии культуры речевого общения я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности - это игровые обучающие ситуации.

    Известно 4 вида таких ситуаций:

    ситуации – иллюстрации,

    ситуации – упражнения,

    ситуации – проблемы

     ситуации – оценки.

         Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает  различные формы проведения ИОС:

    - разговор воспитателя с детьми,

    -игры – путешествия,

    - игры – беседы,

    - игры – драматизации,

    - игры – импровизации.

          Игровые обучающие ситуации позволяют мне успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи.  Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, стараюсь подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

         Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития,  преобразовываю так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

         Работа над речевой культурой общения  детей невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Однако зачастую родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочётов.

          Об возрастных особенностях развития речи дошкольников наши родители узнают не только при рассматривании наглядной агитации, стендов: «Домашняя игротека», «В свободную минутку» или во время посещения традиционных родительских собраний: «Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника», «Культурно говорим», но и при включении их в совместную работу, чтобы повысить её эффективность.

          Анкетирование: «Речевое развитие детей» в начале года позволило выявить, что волнует родителей в первую очередь, что хотят узнать и в какой форме. Это вы можете увидеть на слайде.

     

    Проводят ли работу над совершенствованием речи детей

    65 % родителей

    Исправление ошибок в речи детей

    40 % родителей

    Хотят ли научиться исправлять дефекты речи у детей

    100 % родителей

    Какие формы взаимодействия устроили бы родителей

    Индивидуальные беседы педагога (логопеда) 90%

    Наблюдения за ребёнком на занятиях 85%

    Печатная информация 70 %

    Родительские собрания 80 %

     

     Обязательно провожу индивидуальные встречи, беседы «По правилам поведения родителей в процессе общения с детьми».  Консультации: «Взаимосвязь ДОУ и семьи в вопросах соблюдения вежливости в семье», «Нужно ли уступать ребенку?»  Выпущена газета: «Пальцы помогают говорить».  Провела тренинг для родителей: «Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения».  Раздала памятки «Раз, два, три, четыре, пять – язычок идёт играть».  Запланирован семинар – практикум: «Учите детей говорить правильно», круглый стол «Формирование культуры речевого общения в семье» и день открытых дверей «Здравствуйте».

         К концу дошкольного детства у выпускника ДОУ должен быть сформирован социальный портрет ребёнка 7 лет, составляющими которого являются 9 интегративных качеств, одно из которых

    - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Используемые мною формы и методы  работы направлены на формирование речевых умений и навыков, средств общения, на речевую активность детей.  Систематическая работа  с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты:

    - дети активнее стали работать на занятиях, словарный запас из пассивного превращается в активный.

    -  у  них концентрируется  наблюдательность,  внимание, память, больше стало усидчивости.

    - речевая активность повышается, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

    - стали замечать и исправлять  ошибки в речи сверстников.

    Итог моей работы –  речевая культура общения детей, которая должна соответствовать критериям программы и стандартам, то есть у детей старшего дошкольного возраста сформированы знания о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения, сопереживания) и с разными собеседниками (взрослыми и детьми).

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: ds1deti1982 (12.11.2014)
    Просмотров: 596 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar