Сценарий активизирующего общения
« Волшебный лес»
Форма проведения: игра - путешествие
Возраст детей: старшая группа (5 лет)
Педагог: Чигряй Вера Юрьевна
МКДОУ «Новониколаевский детский сад «Гнёздышко»
1 квалификационная категория
Образовательные задачи:
· Формировать умение обобщать, классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоёмах).
· Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
· Упражнять в делении слов на слоги.
· Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
· Упражнять в координации речи с движениями.
Развивающие задачи:
· Формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».
· Учить фантазировать, развивать образное представление.
· Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
· Развивать эмоциональную сферу детей.
Материалы и оборудование: панно с изображением солнца, неба, реки;
камешки округлой формы, корзинка с конфетти, «волшебные ключики»;
аудиозаписи: «Волшебная музыка», «Звучание реки»,
песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова),
песня «От улыбки».
Словарная работа: фантазия; солнце, яркое, лучистое, светлое, горячее; облака, небо, голубое; река, течёт, журчит, плывёт, шумит; рыбы: сом, форель, щука, судак, лещ, плотва, карась, окунь, акула, касатка; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.
Ход игры – путешествия:
П: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года, дети, как зовётся?
Дети: (ОСЕНЬ)
П: Осень славная пора, любит осень детвора.
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес, где растут волшебные листочки, и посмотрим, как осень чудно расстелила увядающую шаль. Попадая в него, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети:-----
П: Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по волшебному лесу. Так как он необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?
Ответы детей.
П: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чём-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет. Давайте все вместе произнесём это заветное слово – «фантазия»
Дети сначала хором, потом шёпотом, при желании – индивидуально.
П: Итак, в волшебный лес мы попадём с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы с вами птицы и летим сквозь облака. Сверху мы видим поле, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха.
(звучит «Волшебная музыка»)
Вот мы и прибыли. Откройте глаза: посмотрите, в лесу хозяйничает золотая осень. Давайте пройдёмся по нему.
( Дети, взявшись за руки, идут «змейкой» по «тропинке», выполняют действие в соответствии с текстом и обращают внимание на изображение солнца на панно.)
Мы гурьбой идём по лесу, на поляне много места!
Солнце светит, путь далёк, вдруг канавка, ручеёк.
Перейти бы нам ручей… Ну-ка, прыгай, не робей!
П: Хорошо вам в лесу? Отгадайте загадку:
Среди леса небольшого яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это---------солнце.
П: Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.
Массаж лица:
Личико солнце согрело, - потеплело, потеплело (поглаживание от середины лба к
верхней части ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись. (руки тянут вверх, улыбаются)
П: Как можно сказать о солнышке, какое оно?
(ответы детей)
П: Давайте с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика: (дети в кругу)
Солнышко, солнышко, погуляй у речки (шевелят пальцами рук, имитируя ходьбу)
Солнышко, солнышко, разбросай колечки (быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберём, золочённые возьмём (хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем… (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернём. (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
П: Молодцы! А где живёт солнышко? А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?
Ответы детей.
П: Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.
Звучит аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки»
П:
Как быстро по небу бегут облака!
Похоже одно на Конька – горбунка,
Другое распахнуто, словно пальто,
А третье похоже – не знаю на что!
А вы когда-нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?
Рассказы детей. Педагог очень внимателен к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую самостоятельную активность детей.
П: Как вы замечательно описываете облака! А на что похожи облака на моих картинках?
Ответы детей.
П: А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу, и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!
Найдите слова на небе, прохлопайте их (Солнце, облака). Сколько раз хлопнули? Значит, сколько слогов в этих словах? (Два, три). Теперь найдите слова в лесу, на земле, под деревьями и также прохлопайте их по слогам.
Какие интересные слова! А вот и река. Скажите, что может делать речка?
Дети: Река течёт, бежит, журчит, плывёт, шумит, плещется, бурлит, шипит, волнуется и т.д.
(За каждое слово педагог раздаёт камешки)
П: Какие дети у меня молодцы! Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки). Вернём камешки реке и скажем ей за игру «спасибо». (Звучит аудиозапись «Звуки реки»). А теперь представьте себе, что мы плывём по реке.
Имитация движений:
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется вода. ( Имитация - плавание в воде)
В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда. (Потягивание – руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (Имитация – махи крыльев)
Наконец она садится на корягу под водой. (На несколько секунд - глубокий присед)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. (Садятся на ковёр)
П: Как промолвит речка волшебное словечко –
Засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто может жить в реке?
Дети: В реке могут жить рыбы.
П: Ах, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
(Педагог показывает картинки, дети называют их хором, потом индивидуально. Педагог последовательно кладёт правильно названные картинки на изображённую реку).
П: А какие рыбы у нас остались?
Дети: Касатка, акула.
П: Почему они не могут жить в реке?
(Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море).
П: А кто знает загадки про рыб?
1 ребёнок: С длинным телом серебристым обитает в речке быстрой.
Многим рыбам страшный враг… Догадался? Нет? (Судак)
2 ребёнок: Он колючий, но не ёж. А речная рыба… (Ёрш)
3 ребёнок: У неё во рту пила. Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)
4 ребёнок: На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
П: Вы мне очень помогли, молодцы ребята! Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них разные.
(Построчно читает начало стихотворения, дети должны договорить последние слова)
Словесная игра «Доскажи словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка,
Если это рыбочка – у неё… (Улыбочка)
Если это рыба – у неё …. (Улыба)
Если это рыбина – у неё… (Улыбина)
Если это рыбища – у неё… (Улыбища)
Вот какие улыбчивые весёлые рыбы обитают в волшебной реке.
(Берёт корзину с листочками и конфетти)
П: Хорошо осенью в лесу, красиво.
Подул ветерок – задрожали листочки.
На землю упали и превратились в прекрасные слова – слова любви, слова добра.
П: А у меня есть кузовок. Давайте соберём эти слова – листочки. Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда помогите мне их добавить в мой кузовок.
(дети кладут в кузовок листочки, называя «прекрасные» слова).
П: А кузовок – то мой волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.
(Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней).
П: (с грустью) Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит «Волшебная музыка»). Вот вы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Вам понравилось путешествие в волшебный лес? Как вы думаете, с вами произошло что-нибудь хорошее? Где вы были? Что вы узнали?
(Дети делятся своими впечатлениями).
П: Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам эти «листочки» волшебного леса. Пускай они напоминают вам о любви, о добре, о нежности. Возьмите эти волшебные листочки и пофантазируйте. Я уверена, что вы узнаете ещё много новых и добрых слов.
( провожает детей в группу под песню «От улыбки» и прощается с ними)
|